Гегель и айкидо
Главная  Гегель и айкидо  Смоловик
Хочешь быть процветающим предпринимателем? Играй!

Здесь предлагается вашему вниманию глава из книги Смоловика А.В. "Стратегия и тактика процветания. Айкидо для предпринимателей". — Харьков: ИМП “Рубикон”, 1995.
Эту редкую во всех смыслах книгу многие ищут в Интернете, но ее там нет, а жаль. Она могла бы стать настольным руководством, как быть личностью. И как выстроить свою игру, которая называется жизнью.
Настало время исполнения желаний. И оказалось, что каждый должен исполнять свои желания сам. А кто по-прежнему надеется на мудрых пришельцев, добрых фей, богатых спонсоров и заботливую власть – пусть прозябает дальше, ибо таков его выбор. Да, уважаемые! Вы можете обвинять кого угодно за то, что сделал вас беспомощными и поступил с вами нечестно. Вы можете требовать справедливости – нам приятно требовать от других. Но помните – жизнь такова, какую человек сам делает.

Если Вы чего-то не можете – значит Вы не хотите.

Если Вы не верите в себя – Вас устраивает собственная беспомощность.

Если Вы не работаете над собой – Вы обречены.

Если Вы не играете в свою игру – кто-то играет Вами.

А потому – к делу!

Мы выброшены историей из прежней жизни и имеем отличную возможность строить новую с фундамента. Но в этом-то и проблема! Гражданин, вознамерившийся стать себе хозяином, оказывается перед мучительным выбором: «сшибать ли деньгу» – крутить комбинации, подворовывать, разбойничать, или шагать к рынку цивилизованно – терпеть от беззакония, творить сказку своими руками и подставлять собственную голову под удары судьбы... Можно и вовсе не предпринимать усилий – катиться, как катится. Никудышнейшая позиция! Хотя как раз ее выбирает большинство самоопределяющихся.

Мир прекрасен разнообразием форм! Потому и я, не желая остаться в гордом одиночестве, не стану делить читателей на «наших» и «ваших» и обращаюсь ко всем, кто взял книгу в руки.

Вы хотите процветать? Читайте дальше!

Вы не согласны? Отыщите в себе источник несогласия и прикройте его!

У Вас вопрос? Выясните прежде: «А кто, собственно, спрашивает?».

Определимся в ролях. Ни у Вас, ни у меня нет никаких оснований принуждать друг друга к общению. Вы вольны читать книгу, как Вам заблагорассудится, а я – писать о том, что мне кажется интересным.

Я обращаюсь к Вашему доверию и пониманию, а Вы мечтаете о разрешении своих проблем, с моей ли помощью или без таковой. Во всяком случае, Вы не намерены выслушивать мои поучения, а я постараюсь их не давать. Со своей стороны, я рассчитываю на Ваш практический интерес и активную работу над собой, а не ленивое перелистывание книги.

А почему бы нам не пообщаться? Ведь мы близки в своих предпринимательских устремлениях. Нас обоих поддерживает вера в успех. Мы хотим настоящего дела, хотим быть независимыми от чужих прихотей и досадных случайностей. Разве нет? Как я представляю наше общение?

Книга разбита по главам и пунктам. Каждый пункт – игровая ситуация.

Мы определяем тему, свои интересы в ней и договариваемся, какую роль играет каждый, а также правила игры и технические приемы. Потом мы выходим на предметное поле игры и определяем результат, который каждый желает получить в случае победы. В конечном счете, игрок соревнуется с собой, используя партнера как «зеркало».

Игра состоит в сворачивании игрового пространства в точку-ощущение, попадание в которую свидетельствует о достижении игроком желаемой победы. Остается лишь осознать это состояние как ценность. И к новой игре!

Например, сейчас Ваша цель – определить свое отношение к моей игре и принять (или не принять) ее. Вам нужно «упасть» в игру, погрузиться в нее до понимания каждого своего движения как игрового. Иначе Вы в игре не состоитесь.

Роль рвется у Вас из груди. «Хочу быть собой! Хочу жить, как мне нравится! Хочу счастья и благополучия!» Можете добавить в список еще десяток «хотений». Роль от этого не изменится.

Вы – «хотельщик», человек, обладающий сильным эмоциональным устремлением. Вам нужно состояние. И Вы правы!

Для этого Вы готовы работать над собой? Если так, Вы – дважды правы!

Вы желаете умело строить свою жизнь и знаете, что мастерству надо учиться. Поэтому Вам нужно стать учеником и учиться, учиться. Учиться жить. Но не вслепую, а осознанно. Осознанно – значит включая «Я» в каждое движение, ощущение, устремление, мысль.

«Я хочу...»

«Я чувствую...»

«Я считаю...»

«Я» – высшая личностная ценность. Но какое «Я»? «Я» эгоиста – оковы, служба. «Я» игрока судьбы – само движение. Для личности нет выше устремления, чем изменить себя. И эта ценность существует не в денежном выражении, а в переживании. ПЕРЕЖИВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ – СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. Все другие цели – игровые.

Не относитесь к игре как к чему-то легкомысленному. Нет в жизни ничего серьезнее игры, ибо игра и есть жизнь.

Вы согласны? Тогда давайте играть!

Вы не согласны? Значит, Вы уже играете!

Ваше игровое поведение сейчас сводится к фразе «Я считаю…» И даже не пытайтесь пока выяснить, «Кто считает?», нынче главное – считать.

Единственный необходимый в этой игре навык – погрузиться в нее, т. е. согласиться, что наша беседа действительно представляет для Вас некоторый интерес. И все!

Игровое поле – Ваши ощущение и представления о жизни, личности и предпринимательстве. Весь этот мир состоит из иллюзий, незрелых идей, позаимствованных штампов и воспоминаний о неудачах. Другого пока нет. Как погрузиться в игру на таком поле? Согласитесь с очевидным. Вы еще читаете – значит Вам пока интересно.

Вам интересно быть процветающей личностью? И мне тоже очень интересно. Мы – предприниматели. И потому предпримем все, что в наших силах, чтоб воплотить наши интересы в жизнь. Мы хотим быть собой, жить своей жизнью, играть в свои игры. Мы хотим сделать свое существование счастливым и благополучным, ибо никто не сделает его таковым, кроме нас. А для этого мы будем, прежде всего, менять себя, а не мир.

Так просто!

А теперь – играть! Вперед – к процветанию!

1. ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ ВСЕ

Личность – особое состояние человека. Именно оно позволяет человеку выделить себя из социума, быть всемогущим, творить чудеса. Ибо личность живет по своим законам.

– Ну как же так? – воскликнете Вы.– Нас учили, что человек живет по законам природы и общества. А вы утверждаете совершенно противоположное!

Именно так, любезные! Я утверждаю, что есть другие, зачастую противоположные «здравому смыслу» законы, по которым живет личность. В противном случае мы рассматривали бы процветание как волю судьбы, а предпринимательство превратили бы в практическую астрологию.

Но личности хочется реализовать себя, несмотря на то, что ее цели могут противоречить (наверняка противоречат!) интересам социума. У личности нет благоговения перед социумом, ибо он нуждается в личности куда значительнее, чем она – в нем.

Личностный интерес состоит не в том, как получше приспособиться (подчиниться) социуму, а в том, как достичь собственного совершенства. Путь к совершенству лежит через открытие и приятие собственных законов.

Давайте наконец разберемся, что такое «личностное состояние», и для чего оно человеку? Тогда прояснится еще два вопроса. Почему так мало личностей? И отчего так мало тех, кто стремится ими стать?

На мой взгляд, личностное состояние состоит в расщепленности «Я» на «Я социумное» (тело, ощущения, мысли, эмоции) и «Я личностное», которое управляет «Я социумным», будучи невидимым и неощутимым. Личность видит себя как бы со стороны, «в третьем лице».

На самом же деле, подобно тому, как мы рассматриваем собственное изображение в зеркале, «Я личностное» видит «Я социумное», а собственно себя фиксирует как изменение «Я социумного», то есть как движение изображения.

И улучшить себя «Я личностное» может, лишь совершенствуя «Я социумное». Это адекватно тому, как если бы приводя свои волосы в порядок, мы причесывали бы свое отражение в зеркале. Звучит абсурдно... с точки зрения парикмахера.

Но «Я социумное» – не отражение, а фундамент личностного состояния. Это дорога, от которой отталкивается «Я личностное» в своем движении. И еще один абсурдный образ – личность стелит себе под ноги дорогу и улучшает ее при отталкивании.

Вы что-нибудь поняли? Все очень просто. В здоровом теле («Я социумном») – здоровый дух («Я личностное»). При этом состояние тела улучшается посредством специальной игровой «физкультуры».

Что практически дает нам представление о расщепленности «Я»? Во-первых, мы сможем теперь не путать себя со своей ролью. Это открывает большую тактическую свободу, возможность всегда играть в свою игру. Во-вторых, мы не спутаем потребности нашего «тела» с личностными. Это позволит не втягиваться в игры «Я социумного» – обслуживать собственные пороки, жить чужими интересами, думать чужими мыслями, чувствовать чужими эмоциями. Впрочем, одного расщепления «Я» здесь недостаточно. Чтобы не пользоваться чужим, надо иметь все свое. Особенно когда речь идет о предпринимательстве, где все имеет реальную цену.

Иметь все свое – не прихоть, а естественное условие существования личности. То же относится и к всемогуществу. Социум не намерен обслуживать личность. Он и не способен дать ей главного. Это нужно создавать ей самой. Поэтому личность – гармоничное соответствие желаний, возможностей и способностей. Главное в личности – гармония. Эта гармония достигается совершенствованием самой игры.

Если ваше поведение будет строиться только на приятии или отрицании моих рассуждений, вы на том и останетесь. Личность не может быть тупой. Игра – движущийся контакт. Только личность, стремясь к совершенствованию состояния игры, этот контакт гармонизирует, а социум, пытаясь сохранить достигнутое, противится гармонизации.

Если Вы сейчас ждете от меня практического совета по предпринимательству – Вами движет Ваш социум. А если у Вас возникло желание разобраться в себе и усовершенствовать свое поведение, свой взгляд на мир – Вы находитесь в личностном состоянии.

Обратите внимание, что я все-таки дал Вам практический совет, но через игру.

[…]

Задание:  
Научитесь не вмешиваться в действия своего «Я социумного». Займитесь в это время чем-то более существенным, чем переживание каждой мелкой неурядицы: решайте задачи, сочиняйте стихи, планируйте коммерческую операцию.

Не включайте эмоции, даже когда социум на них настаивает (все равно это будут чужие эмоции).

Пока Вы не научитесь ЕГО отпускать, Вы не сможете ИМ управлять.

Запомните, личность начинается с расщепления «Я».

Как только Вы сможете свободно расщеплять свое «Я», у Вас исчезнут проблемы. Потому что ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ ВСЕ.

2. ИГРЫ СУДЬБЫ

Лишь только ребенок появляется на свет, жизнь ставит перед ним вполне взрослый вопрос: «Будешь играть?». Ответивший «Да» – остается, сказавший «Нет» – умирает.

Мы все – игроки, ибо взаимодействие человека с социумом – всегда игра. Играется все – от материнской любви и веры в Бога до кровавых экспериментов над народами, от знакомства с девушкой до поворота сибирских рек. Во что не играете Вы, в то играют Вами.

Личностное состояние – это особая игра, в которой личность удовлетворяет свои интересы, осваивает собственное сознание, поведение и социальные процессы. В этой игре личность может задавать свои правила, устанавливать масштабы своего игрового пространства и достигать собственных целей. Вне такой игры личности не существует.

Человек играет сразу в несколько игр, различающихся по уровню и предмету взаимодействия. Это: самообразовательные игры, где личность занимается наработкой личностных качеств; «бытовые» игры, в которых она обретает умение успешно разрешать ситуации контакта (в семье, на фирме, на улице); «творческие», когда необходимо выполнить свою жизненную программу или отстоять свое «место под солнцем».

Смысл игры – реализация состояния личности. И как во всякой игре, здесь есть роли, правила поведения, приемы, желание победить. Но только – все всерьез, поскольку объектом игры является собственная судьба.

Вы уже пробовали роль наблюдателя за «Я социумным»? И теперь Вы сможете «пощупать» свою игру.

Посмотрите со стороны на свое общение с близкими. Почему Вы строите его именно так? Чего Вы добиваетесь?

Вы хотите, чтобы все было так, как хотите Вы. Иначе Вам будет неуютно. Но ведь Ваши партнеры по общению хотят того же. И каждый пытается создавать комфорт в семье, на работе, в компании по собственному разумению. Это ли не игра? Слуга ведь тоже хочет, чтобы хозяин вел себя так, как удобно слуге. Не будил по ночам, не бил посуду, не спал в сапогах на постели, не давал подзатыльников за пролитый кофе. И он исподволь пытается навязать хозяину «правильный» образ жизни.

Игра – это реализация роли. Часто ли Вы задумываетесь, какую роль играете?

– Разве я сейчас играю? – возмущенно спрашивает глава семьи, поучающий сына.

Да, уважаемый! Вы не только играете роль Папы-вседержителя, но и навязываете сыну роль Хорошего Мальчика.

Производственные игры – «Я – начальник, ты – ...», «Главное – отчет». Армейские – «Подальше от начальства – поближе к кухне», «Солдат спит – служба идет».

Уличные – «Слыш, ты! Дай закурить!», «Девушка, вы не меня ожидаете?»

Бюрократические, дипломатические, любовные, религиозные...

Игры, игры, игры!

Всякая роль задает Вам правила игрового поведения, а Вы пытаетесь их ревностно исполнять. Нарушение правил – выход из роли. «Настоящие Мужчины так себя не ведут», «Приличная Девушка не должна одна ходить по ночам», «Хороший начальник – строг, но справедлив», «Гусь Свинье – не товарищ». Словом, надо вести себя подобающе, то есть согласно роли.

Однако всякую ли роль нам хочется играть, не нарушая правил поведения? Социум навязывает нам неудобные роли, а мы в отместку разрушаем нормы их поведения, превращая навязанную роль в личину для своей роли. Возникает «двойная бухгалтерия» – я дам Вам то, чего Вы от меня хотите, но и о себе при этом не забуду». Это тоже навязанная социумом игра, только игра не в приятие роли, а в отталкивание ее.

Предприниматель – это зачастую навязанная социумом роль. Но мы ее выбираем, с самого начала противопоставляя свои правила правилам социума. Другой вопрос – до какой степени противопоставляем? Если только формально, то Предприниматель – не роль, а личина. Такой Предприниматель-от-социума во многом противоположен Предпринимателю-личности.

Задание:  
Попробуйте по своему поведению в различных ситуациях определить роли, которые Вы играете, то есть какие роли играет Ваше «Я социумное». Ощутите игру, даже если Вы пока не можете дать ей название. Сейчас главное – сформировать в себе навык «Ощущение своей игры».

Пока Вы в состоянии сказать себе «Нет, вот именно сейчас я не играю»,– у Вас есть резерв для собственного навыка. Помните, что личностное состояние осознается лишь через ощущение своей игры.

Вам нужно ощущать свою социумную роль, чтобы иметь возможность от нее отказаться, ибо она ведет Вас как личность к поражению! Даже если это роль Предпринимателя.

«Прощупать» эту роль достаточно просто, поскольку она – активна, я бы даже сказал – агрессивна. Но эта агрессия – рэкет по отношению к собственнному личностному началу. Если Вы ее себе позволяете, то Вы живете по законам нецивилизованного рынка – примитивной кровавой игры, где побеждает неличность-автомат, недочеловек. Хотите Вы того или нет, Ваша цель – стать Преуспевающим Недочеловеком. Вы ведете к этой цели себя, своих близких и детей (они тоже будут расплачиваться за этот путь). Ваш мир, внешний и внутренний, становится недочеловеческим.

Даже попрошайка в подземном переходе, и заслуженный пенсионер, призывающий громить ларьки, и первоклассник, торгующий жвачкой в школе, и даже те, кто Вас любит, кого любите Вы, жестоко расплачиваются за Вашу агрессию. Не чрезмерна ли плата?

Вы раздражены, обижены, испытываете непреодолимое желание во что-то вмешаться. Присмотритесь, что вытворяет при этом «Я социумное». Уверяю, Вы обнаружите много интересного.

Во-первых, отсутствие фантазии у «Я социумиого» Все его действия – набор избитых штампов, очень неприглядных на вид.

Во-вторых, предельную беспомощность «Я социумного», на уровне маленького мальчика.

В-третьих, его бессовестный эгоизм, едва прикрытый маской приличия, и страх, которого Вы в себе не подозревали.

Кроме того, Вы отметите массу пороков, глупость и бескультурье. Ну и ну!

«Неужели все это – мое родное? А я всю жизнь считал себя привлекательным».

И Вы правы! «Я социумное» – это набор форм поведения, которыми пользуется «Я личностное». Но в минуты сильного эмоционального напряжения «Я социумное» одерживает верх, выходя из подчинения, и тогда мы превращаемся в убоище.

Если Вы научитесь расщеплять свое «Я» – Вы сохраните душевное равновесие в любой экстремальной ситуации. Попробуйте!

Задание:  
Начните с улицы, с городского транспорта, магазина. Множество простых ситуаций – масса поводов для конфликта. Не принуждайте себя к сдержанности. Просто «не берите в голову», не переживайте ситуации. И Вы почувствуете, как что-то разжимается у Вас внутри, сознание освобождается от надуманных рамок-условностей и расширяется, заполняя свой естественный объем: «Все, что ощущаю – мое!» («Мое» – значит часть Вашего движущегося личностного мира.)

3. ПРОФЕССИЯ – ЛИЧНОСТЬ

Личность должна стать профессиональным игроком своей судьбы. Почему-то это достаточно очевидное утверждение вызывает недоумения. По-видимому, многих смущает то, что в справочнике среди десяти тысяч других профессия «личность» не указана.

На мой взгляд, сведение профессионализма к предметно-операционной деятельности в условиях экономических (рыночных) отношений попахивает средневековьем. На рынке есть одна профессия – «Продавать себя». Кто не продает себя, то ли через продукты своего труда, то ли непосредственно – свой труд, сам становится вещью, которую продают другие. Умение играть на скрипке, вязать свитера, открывать новые планеты очень повлияют на Вашу цену, в зависимости от спроса, но не изменят отношения к Вам – либо как к продавцу, либо как к товару.

Замечательный товар под названием «Профессор» предлагает унылого вида мужичок с длинным списком статей и прочих заслуг. Не берут! А вот простоватые плечистые молодцы с остекленевшим от отсутствия интеллекта взором идут нарасхват. «Охранники» нынче в почете. И проповедники пошли «на-ура»... Но попробуйте выйти к прилавку, пришпилив на грудь этикетку под названием «Личность»! В лучшем случае Вас не заметят. А могут и пнуть. Впрочем, Вы и сами наверное чувствуете, личность – не рыночный товар. Но она может появиться на рынке как продавец. Однако профессионализм личности – совсем иного рода, чем профессионализм слесаря или продавца. Это лишь роли. Личность – это игрок. И ее профессионализм связан с игровой деятельностью.

Что означает игровой профессионализм личности?

Во-первых, способность расщеплять свое «Я», то есть осознавать свою игру. При этом реализуется состояние «Я – здесь и сейчас».

Во-вторых, способность не выходить за границы своей роли, то есть подчинять движение и поведение законам реализации роли, достигать только игровых целей и самостоятельно совершенствовать технику и состояние игры. В-третьих, способность использовать чужие игры как опору для своей игры.

Таким образом, профессия «личность» существует несмотря на отсутствие в справочниках и не подменяется никакой другой, поскольку относится к особому спекту жизнедеятельности – играм судьбы. Существование игр судьбы повсеместно признано и многократно описано в художественной и научной литературе. По сути художественная литература в основном занята описанием игр судьбы. Но вопрос профессионализма в этих играх сводится, как правило, к жизненному опыту. Задумайтесь, какое неудачное и бессмысленное понятие! Что оно означает? То ли количество синяков, то ли умение их не получать. Почти ничего не добавляет к пониманию профессионализма избитое «Хочешь жить – умей вертеться!», похожее на заповедь приспособленца. Во всяком случае, при безмерности фактического материала Вам нечем «пощупать» профессионализм личности, чтобы выявить свою заинтересованность в нем. Единственное, что я могу Вам предложить – убедиться на собственной практике.

Наверное, Вы уже почувствовали некоторые преимущества расщепленного «Я»? Но к чему реализовывать себя именно «здесь и сейчас»? Разве мы не стремимся достичь чего-то приятного и замечательного? Разве не согревает нас воспоминание о светлых мгновениях и былых успехах? Все так, мой пытливый читатель! Но только какое отношение к личностному состоянию имеют мечты и воспоминания? Разве помечтавши Вы перескакнули в будущее? А вспомнив – оказались в прошлом? Ведь нет! Вы остались здесь, только выпали из состояния реальности. И проиграли как личность, ибо пока Вы тешились фантазиями, кто-то играл Вами. Нет, я не призываю отбросить мечты и воспоминания! Но помните, что прошлое и будущее существуют только в настоящем и ради настоящего. К тому, что было, и к тому, что будет, они не имеют практического отношения.

Задание:   
Выясните, во что Вы реально играете, мечтая. Какова Ваша роль?

Для меня это почти всегда – психотерапия. И потому я стал мечтать о прошлом «Как бы случилось, если б...» Мечты о прошлом безопаснее. Они никак не походят на планирование.

Задание:   
Во что Вы играете, вспоминая?

Мне воспоминания помогают очиститься от суеты, взглянуть на свое состояние в ином временном измерении.

Зачастую предприниматель насильно отказывает себе в мечтах и воспоминаниях. Он загоняет свою фантазию в рамки прагматики. И очень проигрывает, поскольку нельзя все проблемы бытия свести к разрешению конкретной деловой ситуации. Чужие игры навязывает в этом случае воля, неадекватная движению личностного состояния по нескольким уровням одновременно.

Не отказывайте себе в естественных устремлениях, даже если они несовершенны и Вам не нравятся! Обретайте такое естественное состояние, где этих устремлений нет. Насильственное ограничение желаний для личности – противоестественно!

Мы подошли ко второму вопросу профессионализма личности – способности не выходить за границы играемой роли. Нет ничего трудней, чем быть верным своей роли. Изменяя роли, мы теряем личностное состояние.

А потому мы предаем себя постоянно. На работе, в семье, в любви. У нас наработана целая культура самопредательства, со своей «мудрой» философией, традициями и ритуалами, направленными на подавление личностного. Поэтому мы так легкомысленно и смотрим на свою непоследовательность.

Задание:   
Обратите внимание, меняется ли Ваша роль (и как) относительно людей, с которыми Вы общаетесь: с начальником – с детьми, с бюрократом – с приятелями, с любимой женщиной – с продавцом в магазине?

Считаете ли Вы естественным менять свои роли в зависимости от собеседника или партнера?

На мой взгляд, замена роли в зависимости от собеседника может свидетельствовать о том, что Вы играете в чужие игры либо не видите за личинами своей реальной роли. В обоих случаях Вы проигрываете.

Процветающий Предприниматель – универсальная личностная роль, и наиболее естественная (в отличие от ролей Странника, Отшельника, Гуру) для нашего образа жизни. Именно поэтому я Вам ее и предлагаю играть. Но именно благодаря естественности ей так легко изменить. Выгодное предложение. Досадная случайность. Острый домашний конфликт. И где он, Процветающий Предприниматель? Жизнь бьет по самым больным точкам. Без особой злобы и коварства. Просто Вас уговаривают быть несамодостаточным в своей игре.

Использовать чужие игры для разворачивания своей – очень интересно. Вас обманули, Вам отказали, о Вас распускают дурные слухи, Вашим именем воспользовались в неблаговидных делах, в конце концов, Вам просто не дают сосредоточиться. Но они ведь не предполагают, что Вы можете играть. Вы способны использовать энергию агрессии социума для достижения своих целей. И потому Вы искренне радуетесь, когда Вас бьют. Грабитель требует у Вас кошелек, и Вы бесконечно ему благодарны за то, что, заметив ущербность в Вашем облике, он не преминул Вам об этом сообщить таким стопроцентно честным способом, ибо в случае нечестности он рискует своей челюстью или ребрами. Вам остается лишь преодолеть свою ущербность.

Вы уже достаточно продвинулись в приятии состояния игры, чтобы понять, что вопросы мы задаем только себе и ответ на них можем найти лишь в себе. Вопрос же к другому человеку – не более, чем игра.

Но давайте разберемся, что в нашем вопросе к себе является, собственно, вопросом? Ведь Вы не станете утверждать, что вопрос «Что же делать?» имеет какое-то отношение к делу?

Я предлагаю Вам обратить внимание на эмоциональную окраску Вашего вопроса. Это гнев, возмущение, беспомощность, агрессия, угроза, презрение, неудовлетворенность, кокетство.

«Мой дорогой, ты любишь свою кисаньку?»

«Кто ел из моей чашки и разбил ее?»

«Куда податься бедняку?»

«Когда наконец в доме будут деньги?»

«Ах, зачем ты меня целовал?»

«Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»

Эмоция, вкладываемая в вопрос, свидетельствует о несовершенстве Вашего внутреннего состояния. Вопрос к другому – это повод спросить у себя «Что ж во мне не так? Отчего мне грустно (скучно, неуютно, гневно, агрессивно, кокетливо)?»

Несовершенство своего состояния можно преодолеть лишь совершенной игрой своей роли. Ваш вопрос как раз и означает, что Вы «выпали» из собственной роли (а может, никогда ее не играли).

Задание:   
Обратите внимание на ситуации, когда Вы обращаетесн к другим (вслух или «про себя») с эмоционально окрашенными вопросами. Попробуйте определить, где и в чем Вы «выпадаете» из собственной роли.

Когда Вам удастся это сделать, Вы сможете концентрировать и совершенствовать свое состояние в любой момент. А заодно и управлять состоянием окружающих.

4. ЭТО ПРОСТОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ

Позвольте себе быть счастливым! Иначе, к чему наши «пыхтения» по поводу Процветающего Предпринимателя?

«Что-то не припомню, чтобы я себе запрещал»,– пожмет плечами читатель, не выполнивший заданий предыдущих пунктов.

Но мы с Вами уже догадываемся, что запрет не имеет формы приказа. Он заключен в нашем образе жизни, точнее – в правилах игры.

Я постоянно сталкиваюсь с людьми, которые отказывают себе в праве быть счастливыми. Они жалуются на неблагосклонные обстоятельства, на то, что им чего-то не хватает и они не могут обрести это недостающее. Эти люди живут по принципу «Как только...– так сразу...». «Как только у меня окажется все необходимое для счастья, я его достигну» или «С понедельника начну новую жизнь», т. е. человеку для настоящей жизни не хватает именно понедельника. Или денег. Или удачи. Или здоровья... страны... времени…

Некоторые смирились с несчастьем и уныло прозябают, оправдывая свою пассивность объективными обстоятельствами. Другие упорно добиваются «наступления понедельника». «Вот только раскручусь... только заработаю... только перееду...». Но нельзя «стать», можно «быть»! Проходят месяцы, приходят и уходят деньги, совершается вожделенный переезд, а счастье – все еще где-то за горизонтом. «Вот как только...– так сразу…».

Есть люди, исповедующие принцип «Довольствуйся малым!». Но почему – «малым»? Почему я должен прожить свою единственную жизнь «Сереньким зайчиком», радуясь прозябанию и стыдливо заправляя в «функциональные» туфлята дырявые носки? Человеку для жизни нужен целый мир, а не конура.

Третья категория добровольных несчастливцев исповедуют «Бери от жизни все!». Можно подумать, что жизнь – это блюдо с деликатесами посреди стола. И тот, у кого подлиннее руки, поболыше храбрости и нахальства, имеет шанс хватануть кусок пожирнее. Но из жизни, как из тумбочки, можно взять лишь то, что сам туда вложил, ибо человек вкладывает только себя. И вдобавок, за все надо платить. И лучше – до того, как берешь. Иначе расплата может застать врасплох.

Отказ от счастья покоится на трех «китах» – безответственности, неверии в себя и бескультурьи. Исповедующий собственное несовершенство стремится изменить мир, чтобы самому сохраниться в своей неполноценности. Он старается жить по принципу «Ни одного счастливого рядом!». Инициативой несчастливцев создана система всеобщего страдания, оснащенная карательными органами для тех, кто претендует на личное счастье.

Но люди естественно тянутся к счастливым. Им нужны не гениальные идеи всемирной коммуны, а свет душевного благополучия. Рабы, слабовольные, бездарные... С такой компанией лучше не водиться!

Ну а сами-то? Вы тоже можете быть счастливым!

ВАША СИЛА – ВЕРА В СЕБЯ.

ВАША СВОБОДА – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ.

ВАШИ СПОСОБНОСТИ – КУЛЬТУРА САМОСОЗИДАНИЯ.

Нужно жить, двигаться, а не заниматься теориями. Не пытайтесь препарировать счастье! Впитывайте его целиком. Чистыми эмоциями, без страха и сомнения!

Вы не можете? Не понимаете? Вас держат внутренние зажимы? Вы погрязли в чужих играх... неправильно себя ведете... неправильно питаетесь... мало занимаетесь здоровьем, развитием своих способнойстей? Вы не стремитесь заглянуть в глубины своей внутренней вселенной? Вы не желаете играть в Процветающего Предпринимателя? И вообще не хотите играть... Это Ваше право. Но почему Вы отказываете себе в счастье? Неужели для Вас есть нечто более ценное и желанное?

Мое обращение к Вам напрочь лишено кокетства. Я рассматриваю разрешение счастья как уничтожение барьеров между естественным устремлением и нормой поведения. Обычно человек не уничтожает барьеры, а смиряется с ними: «Так и должно быть». Кому «должно»? Если смирения не происходит, человек пытается не замечать барьера, убеждая себя, что как раз то, что он делает, и есть осуществление его желания, то есть фактически обманывает себя. Для личности унизителен поддельный восторг «Ах, как я счастлив! Сам себе завидую!».

С другой стороны, счастье не берется силой. «Я стану счастливым, чего бы это мне не стоило!». Счастье вообще не добывается, как пытаются убедить нас идеологи борьбы за «светлое завтра», но оно и не обретается как награда за праведное поведение.

Счастье – живой итог реализации личностного состояния, когда внутреннее и внешнее движения сливаются. При этом происходит... смерть личностного состояния (то есть есть исчезает расщепленность «Я»). Но сам момент слияния – удовлетворение интереса, достижение высшей точки комфорта и эмоционального переживания. И высшая воля личности – свободный выбор жизни или смерти (в желанной форме и в удобный момент).

Это звучит парадоксально, но счастье личности означает свободную реализацию права на смерть (личностного состояния, разумеется. Я, Боже упаси, не обсуждаю вопросы уничтожения физического тела! Впрочем, для личности и этот вопрос звучит по-иному).

КТО НЕ В СОСТОЯНИИ ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ СМЕРТЬ – ТОТ УМИРАЕТ НАВСЕГДА!

Процветающий Предприниматель волен убить свое дело в любой момент. Поэтому он расстается с делом без грусти. Состояние достигнуто – инструмент уже не нужен: «Мавр сделал свое дело».

Как Вы относитесь к игре в свою смерть? Ответьте конкретно, без бахвальства... Большинство людей на этом вопросе спотыкается.

Личность как истинный игрок лишена инстинкта самосохранения. Представить и ощутить это неличность не способна.

– Что же мне сделать, чтобы ощутить? – спросит неличность.

Ничего. Не играйте в личностные игры, без расщепленного «Я» там делать нечего.

Вы сейчас, как рыцарь на распутье – перед выбором дороги к счастью. Либо ясное и доступное «Bсе есть и больше ничего не надо», либо пугающее «Полное право на жизнь и на смерть». Ваше поведение полностью зависит от выбора пути. При этом личность, двигаясь своим путем, имеет полное право на распутье.

Но можно вообще не стремиться ни к какому счастью, как поступают многие. А потому – обречены. Ибо без движения нет счастья.

Задание:   
Двигайтесь! Просто так. Без цели. Не суетясь, разминайте «косточки». Счастье начинается с того, что Вы позволяете себе двигаться. Сколько захочется. Не посматривая на часы. Не обращая внимания на окружающих. Не контролируя движения, не желая достичь какого-либо результата.
Убивайте всякую мысль о смысле и всякое желание подчиниться цели. Эмоции – чушь! Размышления – бред! Плевать, что творится вокруг! «Я двигаюсь, как мне заблагорассудится, как получается, как мне приятно. Нет ничего, кроме моего движения. Я двигаюсь потому, что я двигаюсь. И все!»
Если Вы можете объяснить себе, зачем так нелепо и бессмысленно дергаетесь – двигайтесь снова! Пока Вам станет безразлично, зачем Вы это делаете.

Двигаясь, мы очищаемся и «снимаем» зажимы, преодолеваем страх и разбираемся в чужих играх. Мы можем управлять своим здоровьем и осваивать свои таланты. Мы обретаем желание играть в свои игры, стремление к счастью и процветанию.

Но только двигайтесь, а не воображайте движение! Пассивные и недоверчивые уже проиграли. Посмотрите на их кислые физиономии!

5. БОЛЬ ИЛИ ПЫЛЬ? СТРАХ ПЕРЕД СОБОЙ

«Так быть или не быть?

А если «быть», то как?»


А кто, собственно, спрашивает?

Удивительно! Вы хотите жить хорошо и правильно, еще не начав жить.

Господа! Вы можете на меня обижаться, но я скажу правду. Вы живете так, как заслуживаете. И вы таковы, какова ваша жизнь. Если восемьдесят процентов населения говорит о своей плохой жизни, значит, у нас – восемьдесят процентов плохого народа.

Вы утверждаете, что сам – хороший, а другие-гады портят вам существование? Честно говоря, не видел ни одного, который бы сказал про себя, что он – плохой.

Заблуждаются? А вот вы, лично, себя не переоцениваете?.. Точно знаете? Так все о себе точно знают, что они – положительные. Не без греха, но положительные. Значит и жизнь наша... Не может у хороших людей… Ах, вы все-таки не согласны?

Получается, люди не сами строят свое бытие. А кто же им строит?.. А вы сами в Бога верите?.. В чем эта вера состоит? Нынче помучаюсь, а уж после смерти душу отведу?... Ах, опять не так? Только давайте без подробностей! О жизни и о людях... Это как раз о смысле.

У вас есть мнение? А чье это мнение? Ваше?.. А вы кто? Профессия-должность меня не волнует... Человек – это абстракция. У человека не бывает мнения. Он ест, спит, гадит, воспроизводится...

Ах, вы – личность? Тогда почему вы говорите «мы живем»? «Мы» – это кто? Почему вы прячетесь за других? И с чего вы взяли, что вы – личность? У меня есть все подозрения считать вас неличностью… Да потому, что вы несете банальщину, ищете поддержку у окружающих и потому, что вы сейчас со мной спорите. Личность самодостаточна. Ей не нужно доказывать, что она – личность...

Индивидов – много, а вот личностей... Ау! Отзовись! В толпе вообще нет личностей. Толпа и придумана неличностями, чтобы в ней теряться. Неличность способна потеряться в толпе из одного человека. А личность сама по себе – ЛИЦО.

Что может личность? Не подчиняться воле потока. И потому она получает особое удовольствие от жизни. А что может неличность? Плыть в «струе». И удовольствие у нее будет ну совсем, как у всех.

Личность учится, как ей быть собой, а неличность – как ей быть «как у всех». У личности – все свое, а у неличности даже мысли и тело принадлежат «МЫ». И жена закреплена за неличностью для благополучия «ячейки государства». И несвободно конвертируемая валюта в среднестатистическом кармане – выражение общественных отношений. Даже булыжники, которые вы по-пролетарски выворачиваете из мостовой... Зря вы их в меня швыряете. Я вам еще не все сказал...

Мы прошли через столь долгое игровое «препирание» с совершенно практической целью – подготовить к приятию роли Процветающего Предпринимателя. Но можно бесконечно выражать свои устремления, ни на шаг не приблизившись к цели. Нас приучали мечтать и ничего не предпринимать для достижения мечты. Но мы уже приняли иной образ действий.

Впрочем, принять – значит играть.

– Давайте будем Процветающими Предпринимателями! – призываю я.

– Давайте! Кто же против? – отвечаете Вы.

– Так – вперед!

Вот тут мы и задумались.

– Куда «вперед»? Как «вперед»? – спрашиваваете Вы.

– А кто «вперед»? – отвечаю я, поворачивая Вас к себе же.

Начни играть с себя! А играть – это иметь дело. Главное дело – делать себя.

Словом, Вы переходите от благосклонного пассивного чтения к практической работе над собой. Следить за Вашей работой я не буду, ибо Вы сам отвечаете за себя. Не захотите отрабатывать – такое изучение книги накажет Вас потерей времени. Хотя собственное время имеет не каждый.

Работа над собой сводится не к самопрограммированию («Халва! Халва! Халва!»), а к работе со своей личностной болью. Эта боль – от постижения своих несовершенств, но не на уровне недостижнмого «Эх, был бы у меня миллион долларов и вилла на побережье!..», а как раз на уровне понимания источника несостоятельности своих мечтаний: «Что заставлявляет меня тешиться бесплодными иллюзиями (чтоб забыться в своем прозябании), а не вести полнокровное существование?».

Если Вы найдете в себе причину, и она не вызовет у Вас боли и непреодолимого желания ее устранить, Вам нужно копать глубже, ибо Вы должны найти причину, позволяющую мириться с прозябанием. А это – Ваша трагедия. Трагедия – не от бессильной ярости, а от отсутствия сил к жизни. Какой же Вы предприниматель, если Вас не мучит жажда самоутверждения? И не бушует желание обрести себя, целый мир в себе...

Вы оправдываетесь? Значит, Вы не хотите! Нет оправдания Вашему прозябанию! Нет причин для самоуспокоения! Мириться с прозябанием недопустимо. Вы уходите от боли, прячетесь от ответственности. Но так ли страшна живая боль по сравнению с пустотой безличности? Что может быть страшнее живого трупа? Автомата от социума?

Вы не согласны? Вы прячетесь за слова? Вы считаете, что неличность тоже живет? Ну тогда мы говорим о разном. Для предпринимателя неличностное состояние равно смерти.

Вы предлагаете другое, компромиссное определение личности? В котором нет боли и непрерывного самоизменения, нет принципиального противостояния социуму. Это самообман.

Вы соглашаетесь со мной? Но согласие есть дело. В каком Вашем деле выражено Ваше согласие?

Вы считаете говоримое мною банальностью? Вы и без того все понимаете и делаете правильно? Значит, Вы меня не слышите. Вы закрыты.

Я обращаюсь к Вашей личностной боли. Если ее нет, Вы – неличность, и нам не о чем говорить.

Она есть, но не отзывается на мои обращения? Значит, Ваше положение еще хуже. Несовершенство – в глубине Вашего подсознания. Оно заложено в детстве, вместе с программами самообмана и самоугнетения. Вам предстоит тяжкая работа над собой. Вы к ней готовы?

Выход на ощущение личностной боли требует эмоционального очищения. Очищение необходимо потому, что мы, как правило, испытываем неличностную боль – боль прежних обид, огорчений, разочарований, горечь от несвершившегося и тягу к невозможному. Эта боль зачастую очень сильна, но с ней нельзя работать, поскольку для личности эта боль – чужая. Ее нужно преодолеть и «снять», чтобы выйти на личностную.

Чтобы избавитъся от неличностной боли, Вам нужно войти в состояние, где ее нет. Но не забыть о тех событиях и мыслях, которые вызывают эту боль, а поменять свое отношение к ним, к тому, что порождает эмоциональную реакцию. Источник этой реакции находится в Вас. Вы эту боль порождаете. Вы же такое состояние себе позволяете. Позволяеете потому, что пытаетесь сохранить состояние неличностной боли. Мучения тешат Вас; ибо интимный мазохизм – оборотная сторона нашего эгоизма. Эгоист беззаветно любит себя. И мучает себя болью, потому что болевое ощущение себя-любимого – самое сильное, а значит и самое желанное.

Возбуждая в себе боль, эгоист стремится сохранить свое состояние, защитить его от реалий меняняющейся действительности. Мысль об отказе от неличностной боли вызывает у эгоиста животный страх. Страх самооткрытия – потери себя. Эгоист придумывает себе оправдания и призывает болезни, чтобы ни за что не утратить милых сердцу мучений. («Ах, не говорите мне о нем!» – кокетливо просит героиня в начале романса и, отбросив в запале сладостного самоистязания кокетство, отчаянно требует противоположного «Так говорите мне о нем!» в конце).

К нашему несчастью, мы часто лишены способности взглянуть на ситуацию собственного мазохизма с долей здорового юмора и отыграть состояние слепого самопризнания. Но знайте, все воспоминания, которые Вас тревожат и терзают, – Ваши собственные пороки. Они лишены святости, которой Вы их наделяете. В этой святости проявлена Ваша слепая любовь к себе – несовершенному и порочному. Кляня себя за прежние проступки, Вы любите себя таким. Вам приятно от того, что Вы совершили эти поступки, ибо воспоминания о них порождают в Вас блаженную боль. Вы не хотите избавиться от груза прошлого, пока сохраняете эту эгоистическую позицию.

Но почему нас так заедает эгоизм? Отчего нам сладостны переживания боли? А у неличности больше ничего нет! Эгоизм – это сконцентрированная энергия, которая позволяет неличности выявлять себя в потоке, страх потери себя тревожит нас больше самой сильной боли. Но и этот страх мы превращаем в энергетическую опору собственно эгоизма.

Эгоизм – мощнейшее оружие уничтожения линости. Вас обидели, расстроили, позабавили, пригрели. Вы позволяете себе быть неполноценным, несамодостаточным, не играть в свою игру, не отвечать за себя.

Но знайте, ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬСЯ – ЗНАЧИТ, ВЫ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТЕ.

Эмоциональное очищение возможно тогда, когда вы позволяете себе меняться, когда собственный эгоизм осознается Вами как кандалы, и приходит понимание, что Вы разрушаете себя, лишаете перспектив неличностной болью.

Вы выбираете свободу и проходите через страх самоотречения. Вам больше не нужна неличностная боль, ибо Вы не цепляетесь за состояние, а изменяете его. Очищению от неличностной боли Вам мешают привычки, этика самозапрета, навязанная социумом. И демагогия самооправдания («Да, но...», «Вот если б…, тогда б...», «Как только...– так сразу...»).

Нет ничего, во что личность не смогла бы сыграть! Нет такой боли, от которой нельзя избавиться! Ибо боль – естественная функция нашего организма, данная нам для самоконтроля и самоуправления, а также – для самоисцеления. Она – конечна и служебна. Пределы своей боли и область ее применения устанавливаем мы сами. А раз так, то мы вправе отбросить свою боль, когда она нам не нужна. Поэтому и здесь перед нами стоит главный вопрос «Быть или не быть личностью?». «Быть» – значит эмоционально уйти от милых сердцу светлых воспоминаний («о днях былых») и прийти к формуле «Да, было и такое переживание».

Мы с оптимизмом смотрим в свое настоящее.

Мы есть и мы хотим быть.

© А.В. Смоловик


mail@hegel.ru © Hegel.ru, 2011–2013 Designed by Vikov