Диасофия как она есть
Главная  Диасофия как она есть  Ковалев
Мысли об эволюции
Жанр данной работы малопонятен, но возникла она как попытка разъяснения близкому человеку некоторых мыслей о мировой эволюции в ее логико-диалектической основе. Эта глубинная основа есть то, что Гегель называл абсолютным умозаключением (АУ), движение которого составляет логику и смысл развития мира.
Реальность в своей сущности является чистым мышлением, лишь слегка прикрытым корочкой инобытийности, и только мышление абсолютно, о чем знали философы от Парменида до Гегеля, а потом благополучно забыли. Гегель вообще рассматривал отношения вещей как реализацию вовне умозаключений мирового разума. Кризис человеческой реальности, который мы сейчас переживаем, есть, таким образом, не более чем выражение полного определения второго заключения АУ и созревающей готовности перехода к третьему, синтезирующему заключению.
Работа и ее обсуждение случились в апреле-мае 2013 года.


Рис. 1
Хотелось бы дать философское понятие эволюции, оставив забавляться наивными представлениями о ней тем, кто считает науку высшим знанием.
На рис. 1 изображен ствол мировой эволюции, а точнее, пучок сущностей, которые раскрываются, развертываются в боковые ветви, когда для этого придет время и сформируются необходимые условия.
В Идее, в Абсолюте (полный пучок внизу на картинке) содержится всё, также и Человек как таковой, который из формы идеи переходит в наличное бытие, когда ответвятся более внешние слои (Физика, Жизнь), открыв ему дорогу вовне.
Поскольку в Идее есть всё, то, значит, в ней содержится не только род человеческий, но и, так сказать, заготовка каждого отдельного человека, которая в процессе биографии конкретизируется до неповторимой личности.
Еще можно заметить из рисунка, что более развитые сферы не происходят из менее развитых, не являются их следствием, поскольку все они содержатся в Идее и просто разворачиваются последовательно, одна за другой, во времени. Т.е., как говорили древние, post hoc non erge propter hoc – после этого не значит вследствие этого. Таково чисто гегелевское, философское понимание эволюции мира, а не научное, которое считает, что из воды произошла жизнь, из одноклеточных – многоклеточные, а из обезьяны – человек. Как говорит Гегель: "Понятие осуществляет всеобщим образом и сразу все особенности".
Обрати внимание, что когда мы построили в голове некий план и затем осуществляем его в действительности, то каждый новый этап реализации не порождается предыдущим, а просто выступает в реальность из сферы мысли, где он был изначально. Тому же, кто этого не знает, может казаться, что фундамент дома порождает стены, а стены – крышу. Наука вся такова – она исключает субъектность из рассмотрения и потому фиксирует лишь непонятно как и почему меняющуюся объектность.



Рис. 2
На рис. 2 изображена схема Абсолютного Умозаключения (АУ) мирового разума. Разум мыслит, т.е. умозаключает, и вся реальность есть не что иное, как движение мысли.
Схема представляет собой круг, где его центр, тело и окружность символизируют высшую триаду Идеи: субъект, объект и Абсолют. Поскольку Идея (Абсолют) есть настолько же субъект, насколько и объект, то ее жизнь есть беспрестанное их взаимопревращение, в результате чего они постоянно играют роль друг друга, становятся на место друг друга. Идея же, т.о., как их единство также постоянно меняет свой смысл. На схеме каждый член триады последовательно меняет свое местоположение в структуре круга.
Из рисунка видно, что каждая смысловая перестановка во взаимоотношении субъекта, объекта и Идеи дает новую мировую эпоху, как то: Природу, Человека и Беловека*. На рисунке окружность и центр круга есть соответственно внешняя и внутренняя граница той реальности (тело круга), которая возникает при очередной перестановке. Само собой, схема – это всего лишь схема, и диалектика АУ весьма тонкая и непростая вещь, изложенная в "Науке логики" Гегеля.
Все это требует дальнейшего осмысления, особенно та перестановка, которая сейчас грядет.

-----------------
* Беловеком я называю то, что именуют сверхсознанием, сверхчеловеком и т.п., короче, зачеловеческий, более высокий уровень мирового развития.





ВСЕОБЩ. ОСОБЕН. ЕДИНИЧ.
А ----- О ----- С

О ----- С ----- А

С ----- А ----- О
АУ можно представить и в таком виде. Здесь особенное, как средний термин, стоит между крайностями единичного и всеобщего и связывает их между собой. Именно особенное есть то, в чем заключено различие, отличительность каждой ступени эволюции.
Видно, что на уровне зачеловеческом Абсолют станет чем-то особенным и именно собою свяжет Субъекта и Объекта. Возникает вопрос: что такое Абсолют как особенное? Но прежде чем подступаться к этому вопросу, надо понять, что есть Абсолют как всеобщее и как единичное.


:::::::::::::::::::::::::::::

В связи с темой о мировой эволюции хочу поговорить об отношении памяти и интеллекта. Для начала отрывок из моей статьи 1993 года. Наберись терпения и прочитай густоинтеллектуальныйпсовый :)) текст. Мозги сначала скрутятся, а потом раскрутятся.

Память и интеллект. К вопросу о теории трансформации

(отрывок)

Знание, будучи по своей природе сплошной процессуальностью, тем самым сохраняет себя, т.е. постоянно восстанавливает свою сплошность, свое равенство себе. Иначе говоря, знание существует в двух противоположных состояниях: как процесс, трансформация, продуцирование и как результат, трансформа, продукт. Первое состояние знания есть интеллект, второе – память. Когда мы говорим «память», то при этом мы также имеем в виду интеллект, который этой памятью обладает. Нет памяти без интеллекта, нет интеллекта без памяти. Структура нашего сознания в своей основе есть память (подсознание) и интеллект (самосознание).

Память представляет собой компактифицированный, свернувшийся, закодированный интеллект, т.е. интеллект как продукт. Интеллект можно было бы назвать раскодированной памятью, если бы такое определение было до конца удовлетворительным. Однако оно является формальным, внешним определением интеллекта. Тот, кто хочет получить окончательную формулу интеллекта, не понимает его истинной сущности, потому что требует на самом деле результата, т.е. закодированного смысла, вместо процесса, а значит, достигает противоположного тому, что подразумевалось вначале. Интеллект есть абсолютная форма, суть которой в том, что никакая частная форма, каковой является, например, суждение, не в состоянии ее охватить. Интеллект не столько определяется, сколько определяет, он есть чистая энергия, деятельность, акт. Интеллект – бесконечен, память – конечна, или, точнее, интеллект есть актуальная бесконечность, память же потенциально бесконечна.

Весь мировой процесс – не только человеческое познание – можно истолковать как взаимосвязь забывания и воспоминания. Забывание – переход акта в потенцию, отделение памяти от интеллекта. Воспоминание – актуализация памяти, погружение ее в интеллект. Многие философы, начиная с Платона, пытались представить познание как воспоминание нашим умом своей идеальной родины, мира вечных идей, и это по сути верно, ибо постижение есть процесс воссоединения (воспоминания) Духа и Идеи. Космический процесс, понятый в своей идеальной субстанции как мировой разум, есть тот же взаимопереход интеллекта и памяти, их вечное взаимообращение. Разум выступает то как интеллект в памяти, то как память в интеллекте. Сначала интеллект является элементом памяти мирового разума, затем последний в качестве памяти становится внутреннним моментом интеллекта. Таким образом, мировой разум реализует себя и в форме памяти, и в форме интеллекта.

В рамках истории человек последовательно играет роль то памяти, то интеллекта для мирового разума. Древние люди, в особенности до изобретения письменности, были отягощены заботами по сохранению накопленных знаний, силы в основном уходили на воспроизводство достигнутого, на поддержание в должном состоянии памяти. Очень узок был круг возможностей для приращения нового опыта. Человеческий интеллект в те времена был направлен главным образом на обеспечение нужд памяти, был ее подчиненным элементом, ее простой функцией. Современная цивилизация с ее богатейшим арсеналом средств искусственной памяти создает условия для освобождения интеллекта от роли, не соответствующей его действительному предназначению – быть генератором новизны в мире, являться источником его изменений. Сейчас имеет место разделение мировой памяти и интеллекта, сознания и подсознания, логики и диалектики. Но как раз благодаря этому разделению закладываются основания для их соединения, для введения их в сферу высшего единства, о котором мы сейчас можем высказывать лишь самые общие предположения.

Логика эволюции и человеческой истории как ее составной части такова, что тенденция к воспоминанию все более перевешивает тенденцию к забыванию, в результате чего мировая память (которую некоторые склонны называть информационным полем) в настоящее время близка к тому, чтобы стать внутренней принадлежностью интеллекта. Мировая память – это эволюционный процесс, история мира, время как таковое, взятые в совокупности выявленных в них инвариантов. Память есть не что иное, как инвариант (закон) интеллекта, постольку выражение «найти закон эволюции» равнозначно словам «определить память интеллекта». Раньше интеллект был инвариантом эволюции, теперь эволюция становится инвариантом интеллекта. Сознание человека прежде играло роль косного, промежуточного продукта в потоке исторических изменений. В то время как сознание менялось очень медленно и в границах отдельной человеческой жизни оставалось почти неизменным, внешние исторические обстоятельства существования людей не представляли собой чего-нибудь устойчивого, находились во власти случая и слепой необходимости. В современных условиях внешняя жизнь достигла известной степени стабильности и изменения переносятся в целом во внутренний план, в область сознания, в сферу ментальных и духовных явлений. Волна изменений, перешедшая с уровня поверхности мира в его глубину, приводит сознание в состояние трансформации, которая и есть заключение мировой памяти в недра интеллекта.

Трансформация по существу является настоящей персоналистической революцией. Можно утверждать, что именно личность осуществляет себя как подлинное единство памяти и интеллекта, так как личность, и лишь она одна, определяется единственно как самоизменение, как то, что дает себе определение лишь для того, чтобы снимать его и быть, таким образом, вечным движением. Личность, понимаемая как единство универсального (память) и индивидуального (интеллект) начал, реально бессмертна, потому что она не столько находится в потоке изменений, как все вещи мира, сколько сама является этим потоком. Личность есть абсолютная форма, о которой я уже упоминал. Будучи беспрестанной трансформацией, личность тем самым фиксирует себя в качестве трансформы, т.е. некоего абсолютно устойчивого состояния всеприсутствия, причастности ко всем формам мирового бытия.

:::::::::::::::::::::::::::::

Я не зря тебе наговорил о памяти и интеллекте, потому что, думаю, именно здесь кроется главная пружина, которая в какой-то момент распрямится и произойдет переход на уровень беловека.
Возникает вопрос: какая была главная задача и соответственно главная работа по ее решению в человеческой истории? По-другому: для чего Абсолют выступил в форме конечного духа? Кто-то скажет, что в целях самопознания, и это, конечно, так, но данный ответ слишком абстрактный. И, главное, где конкретный, сконцентрированный, актуальный результат самопознания Абсолюта, на который так или иначе работал и работает каждый человек? В пылящихся на полках, никому не нужных трудах забытых философов? В мистических озарениях одиноких личностей былых времен? Всё это кануло в Лету или превратилось в музей. А что же осталось?
И вот мой вариант ответа.
Человек был задуман и осуществлен как агент актуализации мировой памяти. Т.е. через человека, через его работу по развитию памяти шел процесс воспоминания Абсолютом себя самого, что и есть самопознание.
Гегель говорил, что истинно и ценно в истории лишь то, что сохранилось, что смогло прорваться через заслон веков. Еще говорят, что спасется тот, о ком бог вспомнит. Человек – это прежде всего интеллект, но его основное предназначение – подготавливать условия для того, чтобы мировая память стала внутренним элементом Логоса, ума как такового. Человеческий ум конечен потому, что он есть подчиненный момент формирования мировой памяти. Наш ум занят тем, что, подобно челночку в ткацком станке, бегает туда-сюда между элементами памяти, связывая их в единую систему. Между прочим, компьютер создан по аналогии с работой человеческого ума: вся работа процессора – это не более чем операции по заданным алгоритмам с памятью, которой, и ничем другим, является сам компьютер.
Главной нитью истории является развитие и усовершенствование форм и средств памяти. Все остальное прямо или косвенно служит этой задаче. Вот пять ступеней развития средств памяти:
    Язык
    Письменность
    Книгопечатание
    Компьютер
    Интернет
Конечно, есть масса промежуточных форм и средств памяти от древних орудий труда, устройств, построек, скульптур до фото-аудио-кино-теле индустрии. Памятью вообще является всякое содержание, которое закреплено в материальном носителе и сохранено во времени. Любые идеи, представления, чувства, восприятия. Социум, например, с его устройством, правилами, нормами – та же память о былых отношениях людей, которая воспроизводится в текущих отношениях и пополняется новым содержанием.




  Внизу ты можешь задать вопрос или высказать свое мнение о моих построениях.


1.     Лора 2013.04.10 01:14

У меня вопросы по первой схеме. Физика – это природа? А жизнь тогда что?

2.     Виталий 2013.04.10 01:22

Физика и Жизнь – это всё природа, только первая – косная природа, а вторая – живая природа.

3.     Лора 2013.04.10 02:21

Я сама только что додумалась, да, это в принципе очевидно, ведь речь об эволюции мира.

4.     Лора 2013.04.11 02:34

Я тут немного почитала в инете о понятиях всеобщего, особенного и единичного, теперь стало немного яснее. У меня вопрос: объект – это материя? Можно сказать, что объект – это материальная составляющая Абсолюта, а субъект – духовная, творческая?
Природа - это некое пассивное самоотражение Абсолюта? Человек – это одухотворенная материя, главное свойство его – способность творить. Получается, что человек обладает способностью создавать постольку, поскольку в нем пребывает Божественная идея, Абсолют. А Беловек уже изначально соединяет в себе материальное и духовное, творческое начало, что позволяет ему в каком-то смысле быть творцом Абсолюта? Почему-то возникает образ феникса... Можно ли сказать, что Абсолют прошел путь от пассивного самоотражения в природе, самоизучения в человеке до самовозрождения в беловеке?

5.     Виталий 2013.04.11 03:13

Да, объект – это материя, но в самом обобщенном виде, а не только то, что можно потрогать. Т.е. вообще пассивность, страдательность, напр., мыслительный предмет, который рассматривается умом.
Субъект – чистая активность, деятельность, креативность, и он есть не только человек, но существует и на любом природном уровне, правда, еще в совершенно абстрактной форме. Например, время – первая, самая абстрактная форма субъектности в природе.
Ты очень точно говоришь о пути Абсолюта, всё именно так: пассивное самоотражение – самопознание – самовозрождение.

6.     Лора 2013.04.18 03:59

Нахожусь в состоянии мозгоскрученности с элементом раскручивания.
Очень интересна идея о человеке как об агенте актуализации мировой памяти. Как ты говоришь, "спасется тот, о ком Бог вспомнит". Здесь имеется ввиду спасение души? Меня всегда волнует вопрос, в какой степени сохраняется индивидуальность человека в другой жизни. Помнится, ты когда-то говорил мне, что дýши в другой жизни можно представить в виде книг на полке, неких элементов памяти мирового разума. Возможно, индивидульность сохраняется настолько, насколько хорошо человек выполнил роль "агента"?
Если соотнести схему Умозаключения мирового разума с понятиями памяти и интеллекта, то получается, они выполняют роль объекта и субъекта, а Беловек тогда является некой универсальной личностью?

7.     Виталий 2013.04.19 02:23

Да, спасение души – это вопрос о принадлежности к мировой памяти. В принципе каждый в ней займет свое место, поскольку каждый какую-то лепту внес в дело ее актуализации. Правда, это место зависит от величины лепты: кто-то остается лишь элементом фона, кто-то на переднем плане, втором и т.д. Так что ты все правильно поняла.
Также ты правильно говоришь о том, что память и интеллект – это объект и субъект, а беловек есть личность в истинном смысле, т.е. такое единство памяти и интеллекта, где мировая память работает на интеллект, а не наоборот, как у человека.

8.     Виталий 2013.04.21 03:52

Так, а теперь проверочное задание на уяснение роли субъекта, объекта и Абсолюта в АУ.
Закон Ома показывает взаимозависимость силы тока (I), напряжения (U) и сопротивления (R) в электрической цепи: I = U:R.
Задание: что из них является субъектом, объектом и Абсолютом?
Подсказка: уже сам вид формулы раскрывает, кто из них кто.

9.     Лора 2013.04.22 01:16

Я всегда была не сильна в физике, но попробуем... Думаю, что Абсолют является напряжением, субъект – силой тока, а объект – сопротивлением. Где-то так, но, честно говоря, я не до конца понимаю эти физические величины.
Кстати, я заметила, ты пишешь Абсолют с большой буквы, а Бог – с маленькой. Почему?

10.     Виталий 2013.04.22 02:49

Глазастая, заметила. А просто бог – это предмет религии, поклонения, а не познания, а я пребываю в рамках философии, где богу соответствует – но не тождествен – Абсолют. Поскольку он есть предельное понятие, в отличие от остальных, то я это его свойство и маркирую посредством начальной прописной буквы. А бог – это всего лишь представление (и у каждого свое) об Абсолюте, а не понятие.
Теперь физика. Ты, как всегда, правильно решила задание. И заметь, из самой формулы легко понять, по крайней мере, кто из них Абсолют. Смотри:
I = U:R; R = U:I; U = IR.
Видно, что ток (субъект) и сопротивление (объект) обратно пропорциональны друг другу, но прямо пропорциональны напряжению, которое есть их произведение, т.е. единство.

11.     Виталий 2013.04.23 01:36

Лора, теперь еще одно задание, по математике.
Вся математика – это по сути игра с тремя сущностями: единицей (1), нолем (0) и бесконечностью (∞). Вопрос: что из них есть субъект, объект и Абсолют?

12.     Лора 2013.04.23 02:26

Если бы я еще знала, что значит бесконечность в математике... Может быть, единица – субъект, ноль – объект, а бесконечность – Абсолют?

13.     Виталий 2013.04.23 02:42

Лора, тут ты не совсем права, но все очень просто.
Вот формула: ∞ = 1:0. Из нее выводим: 0 = 1:∞ и 1 = ∞х0.
(На запреты математики кладем с прибором, потому что ей неведомо истинное отношение сих сущностей.)
Теперь понятно, что ноль есть действительно объект (чувствуешь, он всего лишь ноль), бесконечность – субъект, а единица – Абсолют. Т.е. единица есть единство ноля и бесконечности.

14.     Лора 2013.04.24 01:08

У меня были сомнения насчет единицы и бесконечности. Но все же, какой смысл имеет бесконечность в математике?

15.     Виталий 2013.04.24 01:59

Математика как рассудочное, одностороннее познание не имеет понятия бесконечности, а орудует лишь представлением о ней. А представление всегда конечно. Поэтому математическая бесконечность – не более чем представление о ней как не имеющем предела количестве.
Для математики, как познания чистой объектности, субъектность (бесконечность) есть то, что находится за горизонтом ее метода, поэтому не имеет действительной формы, а выступает как нечто потенциальное. Мат-ка, как известно, признает лишь потенциальную беск-сть.

16.     Виталий 2013.04.24 02:09

Кстати, у Гегеля истинная, действительная бесконечность есть бытие-для-себя, т.е. сознание, субъект.
А объект есть бытие-для-другого, т.е. то, чего нет без другого. Короче, ноль, получающий бытие через другого.

17.     Виталий 2013.05.17 02:06

Лора, вот тебе еще одна задачка.
Исходя из рассмотренного соотношения А, С и О, скажи, кто из них есть прошлое, будущее и настоящее? Эти моменты времени ведь тоже существуют как выражение фундаментального соотношения.

18.     Лора 2013.05.18 03:10

Ну что же, попробуем....
Прошлое – это, по-моему, объект, так как это нечто свершившееся, его можно изучать. Настоящее – это субъект, так как здесь совершается действие, творческий акт. А будущее – Абсолют, так как оно пока является только некой идеей.

19.     Виталий 2013.05.18 03:58

Насчет объекта – правильно, а вот насчет субъекта и Абсолюта – ошибочка, причем типичная.
Абсолют – это не то, что только будущее, он есть единство прошлого и будущего, т.е. настоящее. Только Абсолют - настоящий (подлинный), а субъект и объект – его текучие моменты.
Субъект же – это будущее, т.е. нечто несвершившееся, незаконченное, лишь долженствующее произойти. Субъект – сплошное целеполагание, предвкушение, предполагание, т.е. перетаскивание будущего в настоящее.
Так вот.

20.     Лора 2013.05.18 23:08

Да, я думала, что Абсолют – это, возможно, настоящее. Но почему субъект – это предполагание?

21.     Виталий 2013.05.18 23:53

По Гегелю, объект есть положенное (прошлое), Абсолют есть полагание (настоящее), субъект есть предполагание (будущее).
По сути субъекта нет, а он только должен быть, он не бытие, не сущее, а долженствование. Этим он как раз и противоположен объекту, который просто есть как свершившееся, положенное Абсолютом.
Т.о., Абсолют как субъект есть то, что появляется во всяком становлении (времени), а как объект есть то, что исчезает в нем.



© В. И. Ковалев