Биография Гегеля
Главная  Биография Гегеля
Биография Гегеля

Представленные здесь биографии Гегеля взяты из двух источников: первая со страниц Энциклопедии Кругосвет,    вторая    на    сайте
http://www.di-mat.ru. Ниже приводятся основные даты жизни и деятельности философа.
Конечно, такой колосс мысли заслуживает более проникновенного жизнеописания, но это было бы под силу конгениальному автору, который пока не просматривается на горизонте.
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 году сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").

После смерти отца в 1799 году Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы ("Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет"), а затем и саму диссертацию "Планетные орбиты" ("De orbitis planetarum") и в 1801 году получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 годах Гегель — приват-доцент, а в 1805-1807 годах экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал "Критический журнал философии" ("Kritisches Journal der Philosophie"), в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, "Феноменологию духа" ("Phanomenologie des Geistes", 1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

Не дождавшись опубликования "Феноменологии", Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два года отказался от "газетной каторги" и в 1808 году получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы — "Наука логики" ("Die Wissenschaft der Logik", 1812-1816).

В 1816 году Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник "Энциклопедия философских наук" ("Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 году Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.

Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831 года, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

Последней опубликованной работой Гегеля была "Философия права" ("Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse"), вышедшая в свет в Берлине в 1820 году (на титуле — 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845 годах. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках "Философской библиотеки" и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером. Старое издание было заново отредактировано Г.Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами "Словаря Гегеля" (Hegel Lexikon) Глокнера. С 1958 года после основания в Бонне "Архива Гегеля" в рамках "Немецкого исследовательского общества" была создана "Гегелевская комиссия", принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 год работой Архива руководил О.Пёггелер.

Философия.  Гегелевская философия обычно считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемой "спекулятивным идеализмом". Главными ее представителями являются Фихте, Шеллинг и Гегель. Школа начала с "критического идеализма" Иммануила Канта, однако отошла от него, отказавшись от кантовской критической позиции в отношении метафизики и вернувшись к убеждению в возможности метафизического познания, или познания всеобщего и абсолютного.

Философскую систему Гегеля иногда называют "панлогизмом" (от греч. pan — все, и logos — разум). Она отправляется от идеи, что реальность поддается рациональному познанию потому, что рациональна сама Вселенная. В предисловии к "Философии права" содержится знаменитая формулировка этого принципа: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно". (Существуют и другие формулировки самого Гегеля: "Что разумно, станет действительным; и что действительно, станет разумным"; "Все, что разумно, то неизбежно".) Последней сущностью мира, или абсолютной реальностью, является разум. Разум проявляет себя в мире; реальность есть не что иное, как манифестация разума. Поскольку это так и поскольку, в конечном счете, бытие и разум (или понятие) тождественны, возможно не только применять наши понятия к реальности, но и узнавать о строении реальности через изучение понятий. Следовательно, логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее сущности. Всякое понятие, продуманное до конца, с необходимостью ведет к своей противоположности. Итак, реальность "превращается" в свою противоположность. Тезис приводит к антитезису. Но это не все, поскольку отрицание антитезиса приводит к примирению на новом уровне тезиса и антитезиса, т.е. к синтезу. В синтезе противоположность тезиса и антитезиса разрешается, или упраздняется, однако синтез в свою очередь содержит в себе противополагающее начало, которое приводит к его отрицанию. Таким образом, перед нами не имеющая конца смена тезиса антитезисом, а затем синтезом. Этот метод мышления, который Гегель называет диалектическим методом (от греческого слова "диалектика", ведение спора), применим к самой реальности.

Вся действительность проходит через три стадии: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. "Бытие в себе" — ступень, на которой действительность пребывает в возможности, но не завершена. Оно различно с другим бытием, но развивает отрицание последней все еще ограниченной стадии существования, образуя "бытие в себе и для себя". В применении к разуму или духу эта теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя три ступени. Вначале дух есть дух в себе. Распространяясь в пространстве и времени, дух превращается в свое "инобытие", т.е. в природу. Природа в свою очередь развивает сознание и тем самым образует свое собственное отрицание. На этой третьей ступени, однако, происходит не простое отрицание, но примирение предшествующих ступеней на более высоком уровне. Сознание составляет "в себе и для себя" духа. В сознании, таким образом, дух возрождается. Но затем сознание проходит три различные стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

Согласно тому же принципу производится деление философии: логика — наука о "в себе" духа; философия природы — наука о "для себя" духа; и собственно философия духа. Последняя также делится на три части. Первая часть — философия субъективного духа, включающая антропологию, феноменологию и психологию. Вторая часть — философия объективного духа (под объективным духом Гегель имеет в виду разум, рассмотренный в его действии в мире). Выражениями объективного духа являются мораль (этическое поведение в его применении к индивиду) и этика (проявляющаяся в этических институтах, таких, как семья, общество и государство). Эта вторая часть состоит соответственно из этики, философии права и философии истории. Искусство, религия и философия как высшие достижения разума принадлежат царству абсолютного духа. Поэтому третья часть, философия абсолютного духа, включает в себя философию искусства, философию религии и историю философии. Таким образом, триадический принцип (тезис — антитезис — синтез) проводится через всю гегелевскую систему, играя существенную роль не только как способ мышления, но и как отражение присущего реальности ритма.

Наиболее значимыми областями гегелевской философии оказались этика, теория государства и философия истории. Кульминацией гегелевской этики является государство. Для Гегеля государство — действительность нравственной идеи. В государственном строе божественное врастает в действительное. Государство — это мир, который дух создал для себя; живой дух, божественная идея, воплощенная на Земле. Однако это относится только к идеальному государству. В исторической действительности имеются хорошие (разумные) государства и дурные государства. Государства, известные нам из истории, суть лишь преходящие моменты в общей идее духа.

Высшей целью философии истории является демонстрация происхождения и развития государства в ходе истории. Для Гегеля история, как и вся действительность, является царством разума: в истории все происходит согласно разуму. "Всемирная история есть всемирный суд". Мировой Дух (Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия — индивиды и народы. Героев истории нельзя судить по обычным меркам. Кроме того, сам Мировой Дух порой кажется несправедливым и жестоким, неся смерть и разрушение. Индивиды полагают, что преследуют свои собственные цели, но на самом деле осуществляют намерения Мирового Духа. "Хитрость мирового разума" заключается в том, что он пользуется человеческими интересами и страстями для достижения собственной цели.

Исторические народы являются носителями мирового духа. Всякая нация, подобно индивиду, переживает периоды юности, зрелости и умирания. Какое-то время она господствует над судьбой мира, а затем ее миссия заканчивается. Тогда она покидает сцену, чтобы освободить ее для другой, более молодой нации. Однако история является эволюционным процессом. Конечная цель эволюции — достижение истинной свободы. "Всемирная история есть прогресс в сознании свободы". Главной задачей философии истории является познание этого прогресса в его необходимости.

Согласно Гегелю, свобода — фундаментальное начало духа. Однако свобода возможна только в рамках государства. Именно в государстве человек обретает свое достоинство как независимая личность. Ибо в государстве, говорит Гегель, придерживаясь руссоистской концепции истинного государства, правит именно всеобщее (т.е. закон), а индивид по своей свободной воле подчиняет себя его правлению. Однако государство претерпевает замечательную эволюцию в том, что касается сознания свободы. На Древнем Востоке свободным был только один человек, и человечество знало только, что свободен один человек. То была эпоха деспотизма, и этот один человек был деспотом. В действительности то была абстрактная свобода, свобода в себе, скорее даже произвол, а не свобода. Греческий и римский мир, юность и зрелость человечества, знали, что свободны некоторые люди, но не человек как таковой. Соответственно свобода была тесно связана с существованием рабов и могла быть лишь случайным, недолговечным и ограниченным явлением. И только с распространением христианства человечество узнало настоящую свободу. Путь к этому знанию подготовила греческая философия; человечество начало сознавать, что свободен человек как таковой — все люди. Различия и недостатки, присущие индивидам, не затрагивают сущности человека; свобода является частью самого понятия "человек".

Французская революция, которую Гегель приветствовал как "чудесный восход солнца", — еще один шаг на пути к свободе. Однако в поздний период своей деятельности Гегель возражал против республиканской формы правления и даже против демократии. Идеалы либерализма, согласно которым в управлении государством должны участвовать все индивиды, стали казаться неоправданными: на его взгляд, они вели к необоснованному субъективизму и индивидуализму. Гораздо более совершенной формой правления Гегелю стала казаться конституционная монархия, в которой последнее слово оставалось за сувереном.

Философия, по Гегелю, занимается только тем, что есть, а не тем, что должно быть. Подобно тому как каждый человек есть "сын своего времени", "философия есть также время, постигнутое в мысли. Столь же нелепо предполагать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху". Поэтому Гегель в "Философии права" ограничивается задачей познания государства как разумной субстанции. Однако, рассматривая прусское государство и период реставрации как модель рационального анализа, он был все в большей мере склонен к идеализации прусской монархии. Сказанное Гегелем о государстве в целом (государство — божественная воля как наличный, развертывающийся в действительный образ и организацию мира дух), по-видимому, относилось и к этому конкретному государству. Это соответствовало и его убеждению, что последняя из трех стадий исторического развития уже достигнута: стадия старости, но не в смысле дряхлости, а в смысле мудрости и совершенства.

В философской концепции Гегеля имеются фаталистические и даже трагические мотивы. Философия не может поучать мир, каким ему следует быть. Для этого она приходит слишком поздно, когда действительность закончила процесс формирования и достигла завершения. "Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только понять; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек".


Гегель: биография, работы, философия

Гегель родился 27 августа 1770 года в семье финансового чиновника. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. В 1788 году после окончания гимназии он поступил в Тюбингенский теологический институт. Здесь он подружился с Ф. Й. Шеллингом и поэтом Ф. Гельдерлином. В студенчестве Гегель восхищался Французской революцией (впоследствии он изменил свое мнение о ней). По преданию, в эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом «дерево свободы». В 1793 году Гегель получает степень магистра философии. В том же году он завершает образование в институте и "выпустился" в жизнь с весьма странным указанием в аттестате: молодой человек с хорошими способностями, но не отличается ни прилежанием, ни сведениями, весьма неискусен в слове и может быть назван идиотом в философии.

Сначала он работает домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период он создает так называемые «теологические работы», опубликованные лишь в 20 веке — «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии».

Получив наследство, Гегель смог заняться академической карьерой. С 1801 года он становится преподавателем Йенского университета. Он сотрудничает с Шеллингом в издании «Критического философского журнала» и пишет работу «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», в которой поддерживает Шеллинга (потом их взгляды разошлись). В том же 1801 году он защищает диссертацию «Об орбитах планет». Гегель много работает над созданием собственной системы, пробуя самые разные подходы к ее обоснованию. В 1807 году он публикует «Феноменологию духа», первую из своих значительных работ. Ряд ярких образов «Феноменологии» (часть рукописи которой Гегель чудом спас при вторжении французских войск в Йену) — «диалектика раба и господина» как этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция «несчастного сознания» и др., а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.

Покинув Йену, Гегель (при помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера) устраивается редактором «Бамбергской газеты» в Баварии. Несмотря на умеренный характер публикаций, газета вскоре закрывается по цензурным соображениям.

С 1808 по 1816 годы Гегель — директор гимназии в Нюрнберге. В 1811 году он женится (в браке он имел несколько детей, был у него и внебрачный сын), а вскоре публикует одну из центральных своих работ — «Науку логики» (в трех книгах — 1812, 1813 и 1815 гг.). С 1816 Гегель возвращается к университетскому преподаванию.

До 1818 он работает в Гейдельберге, а с 1818 по 1831 — в Берлине. В 1817 Гегель издает первый вариант «Энциклопедии философских наук», состоящей из «Науки логики» (так называемой «Малой логики», в отличие от «Большой логики» 1812 — 1815 гг.), «Философии природы» и «Философии духа» (при жизни Гегеля «Энциклопедия» дважды переиздавалась — в 1827 и 1833 гг.).

В Берлине Гегель становится «официальным философом», хотя и не во всем разделяет политику прусских властей. Он публикует «Философию права» (1820 г., на титуле — 1821), ведет активную лекционную деятельность, пишет рецензии, готовит новые издания своих работ. У него появляется множество учеников. После смерти Гегеля от холеры в 1831 году ученики издают его лекции по истории философии, философии истории, философии религии и философии искусства.

Гегель был весьма необычным человеком. С трудом подбирая слова при разговоре на обыденные темы, он интересно рассуждал о сложнейших вещах. Размышляя, он мог часами стоять на месте, не обращая внимания на происходящее. В рассеянности он мог не заметить башмаков, оставшихся в грязи и продолжать прогулку босиком. При этом он был «душой компании» и любил женское общество. Мещанская скупость сочеталась у него с широтой души, осторожность с авантюризмом. Гегель долго шел к своей философской системе, но стартовав, сразу далеко обогнал своих учителей и преследователей. Философия Гегеля двойственна. С одной стороны, это сложнейшая и порой искусственно запутанная сеть спекулятивных дедукций, с другой — афористичные примеры и пояснения, резко отличающие стиль Гегеля от эзотеричного философствования Ф. Й. Шеллинга. Философия Гегеля, так же как и система его агрессивного соперника А. Шопенгауэра, имеет в каком-то смысле «переходный» характер, проявляющийся в сочетании приемов классической философии и новых веяний популярной и практически-ориентированной метафизики, захватившей ведущие позиции в Европе в середине 19 в. Главный пафос философии Гегеля состоит в признании логической «прозрачности» мира, вере в силу рационального начала и мировой прогресс, диалектичность бытия и истории. При этом Гегель часто избегал прямых ответов на принципиальные вопросы, что затруднило истолкование онтологического статуса важнейших понятий его философии, таких как абсолютная идея или абсолютный дух, и породило множество самых разнообразных интерпретаций структуры и смысла его системы. Определяющее воздействие на философские взгляды Гегеля оказали идеи И. Г. Фихте и Ф. Й. Шеллинга. Он испытал также серьезное влияние Ж. Ж. Руссо и И. Канта.


Основные даты жизни и деятельности Г.В.Ф. Гегеля


1770, 27 августа — в Штутгарте (Эберхардтштрассе, 53) родился Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

1788, 27 октября — Гегель зачислен на теологический факультет университета в Тюбингене.

1790, 27 сентября — Гегель защищает магистерскую диссертацию по философии.

1792 — начало работы над рукописью «Народная религия и христианство».

1793, июнь — защита богословской диссертации.
          20 сентября — окончание университета.
          Октябрь — Гегель — учитель в доме Штайгера (Берн). 1794 — Гегель прекратил работу над рукописью «Народная религия и христианство».

1795, май — июнь — работа над рукописью «Жизнь Иисуса».
          2 ноября — начало работы над рукописью «Позитивность христианской религии» (окончена 29 апреля 1796 года).

1796, 25 июля — начало августа — Гегель путешествует в Альпах, ведет путевой дневник.

1797, январь — Гегель — учитель в доме Гогеля (Франкфурт).

1798, весна — выходит первая печатная работа (анонимно) «Доверительные письма о прежних государственно-правовых отношениях Вадтланда (округ Во) к городу Берн».
          Лето — осень — зима
— работа над рукописью «Дух христианстваи его судьба».

1799, март — пребывание в Штутгарте.
          Весна — лето — работа над рукописью «Дух христианства и егосудьба».

1800, 14 сентября — написан «Фрагмент системы».
          29 сентября — написано новое введение к работе «Позитивность христианской религии».

1801, январь — Гегель в Йене.
          Июль — вышла в свет работа «Различие между системой Фихте и Шеллинга».
          27 августа — габилитационный диспут.
          18 октября — диссертация представлена факультету.
          21 октября — первая встреча Гегеля с Гёте.
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Логика и метафизика» и «Введение в идею и границы истинной философии».

1802, январь — начал выходить «Критический журнал философии». В первом номере опубликованы две работы Гегеля: «О сущности философской критики» и «Как здравый человеческий рассудок относится к философии».
          Март — вышел «Критический журнал философии» (т. 1, № 2) со статьей Гегеля «Отношение скептицизма к философии».
          Летний семестр — Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Естественное и международное право».
          Июль — вышел «Критический журнал философии» (т. 2, № 1) со статьей Гегеля «Вера и знание».
          Зимний семестр— Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Естественное право».
          Декабрь — вышел «Критический журнал философии» (т. 2, №2), содержащий начало статьи Гегеля «О научных способах исследования естественного права».

1803, летний семестр — Гегель читает курсы «Энциклопедия философии» и «Естественное право».
          Май — вышел «Критический журнал философии» (т. 2, №3) с окончанием статьи о естественном праве.
          Лето — осень — работа над рукописью по философии природы.
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Система спекулятивной философии» и «Естественное право».
          Зима — работа над рукописью по философии духа.
          Ноябрь — декабрь — встречи Гегеля с Гёте.

1804, 30 января — Йенское минералогическое общество избирает Гегеля асессором.
          Летний семестр — Гегель читает курс «Всеобщая система философии».
          1 августа — Гегель избран действительным членом Общества естествоиспытателей Вестфалии.
          Лето — осень — работа над рукописью «Логика. Метафизика. Натурфилософия».
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Философская наука в целом».

1805, март — Гегель — экстраординарный профессор.
          Май — первое упоминание о работе над «Феноменологией духа».
          Летний семестр — Гегель читает курсы «Философская наука в целом», «Философия и естественное право».
          Осень — работа над рукописью «Реальная философия». Зимний семестр — Гегель читает курсы «История философии», «Peaльная философия», «Чистая математика, арифметика и геометрия».

1806, летний семестр — Гегель читает курсы «Философия природы и человеческого рассудка», «Спекулятивная философия или логика», «Чистая математика, арифметика и геометрия».
          Июнь — Гегелю назначен первый академический оклад — 100 талеров в год.
          В ночь на 14 октября — закончена «Феноменология духа».
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Философия природы и духа», «Спекулятивная философия, или логика и метафизика, которым предпослана феноменология духа», «Чистая математика, арифметика и геометрия».

1807, 1 января — Гегель избран почетным членом физического общества в Гейдельберге.
          5 февраля — родился внебрачный сын Людвиг.
          Март — переезд в Бамберг. Гегель — редактор ежедневной газеты. «Феноменология духа» вышла в свет.

1808, начало декабря — переезд в Нюрнберг. Гегель — директор гимназии.

1809, 29 сентября — речь по поводу окончания учебного года.

1810,14 сентября — речь по поводу окончания учебного года.

1811, апрель — Мария Тухер согласилась стать женой Гегеля.
          6 сентября — бракосочетание.

1812, весна — вышла первая часть «Науки логики».
          Август — рождение и смерть дочери.
          Декабрь — вышла вторая часть первого тома «Науки логики».

1813, 9 июня — родился сын Карл.
          15 декабря — Гегель назначен по совместительству референтом по школьным делам городского комиссариата Нюрнберга.

1814, 25 сентября — родился сын Иммануил.

1816, начало осени — выход в свет второго тома «Науки логики».
          Октябрь — переезд в Гейдельберг.
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Энциклопедия философских наук» и «История философии».

1817, январь — опубликована статья Гегеля о третьем томе сочинений Ф. Якоби («Гейдельбергские ежегодники литературы», № 1 — 2).
          Летний семестр — Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Эстетика», «Антропология и психология».
          Июнь — вышла в свет «Энциклопедия философских наук».
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Естественное право», «История философии», «Антропология и психология».
          Ноябрь — декабрь — выходит в свет работа Гегеля «Оценка появившихся в печати дебатов сословного собрания королевства Вюртемберг» («Гейдельбергские ежегодники литературы», № 67 — 68, 73-77).

1818, 24 января — Гегель принял приглашение в Берлин.
          Летний семестр — Гегель читает в Гейдельберге курсы «Энциклопедия философских наук», «Эстетика».
          18 сентября — Гегель покинул Гейдельберг.
          23 сентября — Гегель в гостях у Гёте в Веймаре.
          22 октября — вступительная лекция в Берлинском университете.
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Естественное право и государствоведение», «Энциклопедия философских наук».

1819, март — работа над книгой по философии права.
          Летний семестр — Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «История философии».
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Натурфилософия», «Естественное право и государствоведение, или философия права».

1820, летний семестр — Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Антропология и психология».
          14 июля — Гегель назначен по совместительству членом научной экзаменационной комиссии провинции Бранденбург (оставался на этом посту до декабря 1822 года).
          Август — сентябрь — поездка в Дрезден.
          Октябрь — вышла в свет книга «Основы философии права».
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «История философии», «Эстетика, или философия искусства».

1821, летний семестр — Гегель читает курсы «Философия религии», «Логика и метафизика».
          Сентябрь — поездка в Дрезден.
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Рациональная физика, или философия природы», «Естественное право и государствоведение, или философия права».

1822, летний семестр — Гегель читает курсы «Антропология и психология», «Логика и метафизика».
          Сентябрь — октябрь — поездка в Брюссель.
          Зимний семестр — Гегель — член сената университета. Читает курсы «Философия всемирной истории», «Естественное и государственное право, или философия права».

1823, апрель — поездка в Лейпциг.
          Летний семестр— Гегель читает курсы «Эстетика, или философия искусства», «Логика и метафизика».
          Сентябрь— Гегель получил диплом голландского ученого общества «Конкордия».
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Философия природы», «История философии».

1824, летний семестр — Гегель читает курсы «Философия религии», «Логика и метафизика».
          Сентябрь — октябрь — поездка в Вену.
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Естественное и государственное право», «Философия всемирной истории».

1825, летний семестр— Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Антропология и психология, или философия духа».
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «История философии», «Философия природы, или рациональная физика».

1826, январь — в «Берлинской экстренной почте» (№ 8 — 9) напечатана рецензия Гегеля на пьесу Раупаха «Обращенные».
          Летний семестр — Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Эстетика, или философия искусства».
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Энциклопедия философских наук», «Философия всемирной истории».

1827, январь — под руководством Гегеля начал выходить журнал «Ежегодники научной критики». В январских (№ 7 — 8) и октябрьских (№ 181 — 188) выпусках опубликована рецензия Гегеля на книгу В. Гумбольдта «Об эпизоде из Махабхараты, известном под названием Бхагавад-Гита».
          Летний семестр — Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Философия религии».
          Июль — вышло второе издание «Энциклопедии философофских наук».
          Август — октябрь — поездка в Париж.
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «История философии», «Психология и антропология».

1828, март, июнь — в «Ежегодниках» (№ 51 — 54, 105 — 110) опубликована статья Гегеля о работах Зольгера.
          Летний семестр— Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Философия природы, или рациональная физика».
          Апрель, июнь— в «Ежегодниках» (№ 77 — 80, 102 — 114) опубликована статья Гегеля «О сочинениях Гамана».
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «Эстетика, или философия искусства», «Философия всемирной истории».
          Ноябрь — Л. Фейербах посылает Гегелю свою диссертацию.

1829, январь, февраль, июнь — в «Ежегодниках» (№ 10 — 11, 13 — 14, 37 — 40, 117 — 120) опубликована рецензия Гегеля на книги «О гегелевском учении, или об абсолютном знании и современном пантеизме», «О философии вообще и гегелевской "Энциклопедии философских наук" в частности. К оценке последней».
          Летний семестр — Гегель читает курсы «О доказательствах бытия Божия», «Логика и метафизика».
          Май, июнь— в «Ежегодниках» (№99 — 102, 105 — 106) напечатана рецензия Гегеля на книгу Гёшеля «Афоризмы о незнании и абсолютном знании».
          Конец августа, сентябрь — поездка в Прагу и Карлсбад.
          11 сентября — Гегель в Веймаре. Последняя встреча с Гёте.
Октябрь — Гегель избран ректором университета.
          18 октября — речь по поводу вступления в должность.
          Зимний семестр — Гегель читает курсы «История философии», «Психология и антропология».

1830, летний семестр — Гегель читает курсы «Логика и метафизика», «Философия природы, или рациональная физика».
          25 июня — речь по поводу 300-летия Аугсбургского вероисповедания.
          Октябрь — вышло третье издание «Энциклопедии философских наук». Речь по поводу ухода с поста ректора.
          Зимний семестр — Гегель читает курс «Философия всемирной истории».

1831, январь — Гегель награжден орденом Красного орла.
          Апрель — в «Прусской государственной газете» (№ 115, 116, 118) опубликована (не полностью) статья Гегеля «Английский билль о реформе».
          Летний семестр — Гегель читает курсы «Логика», «Философия религии».
          Июнь —в «Ежегодниках» (№106 — 108) опубликована рецензия Гегеля на книгу А. Олерта «Идеалреализм».
          Сентябрь — в «Ежегодниках» (№ 55 — 58) напечатана рецензия Гегеля на книгу И. Гёрреса «Об основах периодизации и последовательности всемирной истории».
          14 ноября — Гегель скоропостижно скончался.